Барокко

Барокко зародилось в конце XVII – начале XVIII века в Европе (в переводе с итальянского – «причудливый, странный») и стало одним из самых пышных, торжественных и величественных направлений в искусстве и архитектуре. Интерьеры, которые поражают своей динамичностью, царственным великолепием, резьбой и фресками, потрясают зрителей до сих пор. Одним из создателей стиля является Микеланджело, который привнес основной стилеобразующий барочный элемент - пластика стены. Собор Святого Петра в Риме является венцом его творчества, его причисляют уже к стилю Барокко.

Основной чертой интерьера барокко, бросающейся в глаза, была пышность и торжественность. В тот момент, когда гость заходил в дом, его слепила красота вестибюля – шикарная лестница, ведущая на второй этаж, яркое освещение и роспись на потолке.

Парадные залы всегда находились на втором этаже, а по краям от центра - все остальные комнаты. Парадные помещения были объединены в анфиладу при помощи маленьких галерей, которые украшены колоннами, бюстами и статуями, живописью и, естественно, зеркалами. Тут располагались художественные коллекции хозяев дома. Огромные окна галерей выходят в парк, а на противоположной от окон стене имелись такого же размера зеркала, это помогало создавать иллюзию объединения архитектуры и природы, а также углубления пространства.

Барокко характеризует стремление к визуальному увеличению пространства в помещении. Мастера применили все средства, которые имелись в их арсенале – расписывали потолки небесными просторами, фигурами и облаками – легкомысленными херувимчиками, прелестными амурами и купидонами, устанавливали на стенах зеркала и т.п. Классически в центре потолка находится центральный плафон с огромной многофигурной композицией, который обрамлял лепной бордюр.

Стены можно было оформить как живописью: скульптурой - пилястрами, волютами, зеркалами, витыми колоннами, лепными гирляндами. Реже стены оформлялись деревянными резными панелями, с вмонтированными в них парадными портретами правителей или предков. А стены обшивались модниками тисненой золотом кожей, бархатом и шелком. Большое распространение получили шпалеры, тканые картины, которые развешивали над резными панелями. Декорированию подвергались даже стены – на них размешивали живописные горизонтальные панно - десюдепорты (от фр. "расположенные над дверью").

Полы застилали коврами, с вытканными на них узорами в виде пышных гирлянд из плодов и листьев, декор стен и мебели покрывался позолотой. Очень модной техникой украшения являлась инкрустация деревом по дереву – так называемая интарсия, а также серебряные и бронзовые накладки.

Вы не можете найти в интерьере барокко прямых линий – изогнутые, струящиеся, волнистые линии мебели перекликаются с лепными узорами потолка и стен.

Если бы вы хотели устроить замечательный барочный интерьер у себя дома, вам будет необходимо очень большое помещение, которое можно зрительно увеличить за счет огромных окон, зеркал и росписи стен и в особенности потолков.

Необходимое условие – многообразие мягкой мебели. Многочисленные стулья, табуреты, кресла, диваны с мягкими сиденьями, волнообразными очертаниями спинок и подлокотниками должны быть обиты в духе исторической эпохи только дорогостоящими тканями - гобеленом, штофом, бархатом, тиснёной кожей или тканью, которая имитирует глазет, с вплетениями серебряных и золотых нитей. Обивка закрепляется крупными гвоздями с массивными шляпками. Характерная для барокко модель мебели - мягкая канапе-кушетка, которая опирается на шесть, реже на восемь ножек. Ножки мебели могут быть выполнены в виде балясин, консолей, сужающихся книзу пирамид и пр. Они обычно украшались богатой резьбой.

Характерный для мебели барокко материал – орех, который является более пластичным и податливым, а значит, более удобным для создания обильной резьбы. Из него создаются разнообразные столы, которые опираются на одну или четыре ножки, украшенные бронзовыми деталями, резьбой, флорентийской мозаикой или покрытые известным в то время наборным рисунком «маркетри». Консольные столы являлись характерными для той эпохи подставками для разнообразных часов, скульптур, посуды, ваз и других пышных безделушек – устанавливали вдоль стен.

Довольно модными стали так называемые гамбургские шкафы, которые отличали ножки в виде шаров, общая массивность силуэта, богатая резьба и мощные карнизы.

Массовое распространение получили и многообразные комоды с огромным количеством ящичков, бюро, книжными шкафами, шкафами-кабинетами. Идеальным образецом такого стиля являлся комод черного дерева простой формы, но обильно декорированный бронзовыми масками, сфинксами и кариатидами, которые были стилизованы веерообразными листами - пальметками, имитирующими форму солнца – символ Короля-Солнца Людовика XIV.

Спальню, так же, как и гостиная, считали парадным помещением. Нередко короли, а после них и вельможи, принимали просителей и гостей в утреннее время в своей спальне. Именно поэтому интерьеры спальни также создавали атмосферу величия и роскоши – роскошные атласные покрывала, затканные серебряными или золотыми нитями шёлка, кровати с балдахинами, стены, обитые тканями с восточным рисунком. Никакой хозяйственной мебели, такой как: комоды, шкафы – только роскошная кровать, мягкие пуфики и трюмо.

Одежду хранили в специальных гардеробных комнатах, которые были закрыты от посторонних глаз в громадных платяных шкафах и вместительных комодах. Для хранения париков, огромных кринолинов и других разнообразных и многочисленных деталей одежды требовались и большие помещения. Король-Солнце поразил всех, наделив свой гардероб не просто отдельным помещением, но и также и отдельной должностью при дворе.

Кабинет хозяина дома в эпоху барокко претерпел разительные изменения. Массовая тенденция к пафосу и пышности в оформлении подбирается и к этому помещению. Кабинеты обставляются сделанными из дорогих пород дерева бюро, письменными столами, консольными столиками для канделябров, книжными шкафами, украшаются массивными письменными приборами, тяжелыми бронзовыми скульптурными часами и подсвечниками. У просвещённых людей, которые увлекаются наукой, можно было встретить глобусы, карты, телескопы и остальную научную технику. Но научные собрания и коллекции хранились совсем не в кабинете. Для них в доме была создана специальная комната, так называемая кунсткамера.

При оформлении интерьера современной квартиры в духе барокко не возникнет особенных трудностей. Немного штрихов – и необходимое настроение готово. Шикарный диван с волнообразными очертаниями спинки, мягкими подлокотниками и сиденьями, который обит дорогостоящей тканью; журнальный столик с инкрустацией; огромный шкаф, который богато декорирован характерной для эпохи резьбой; консольный столик с коваными канделябрами, расположенный у стены; хрустальная люстра с подвесками, и множество зеркал, убранных в резные рамы. Все это несомненно поможет расставить необходимые акценты. Естественно, сегодняшняя техника на фоне такой роскоши будет выглядеть чужеродно, вот почему колонки, компьютеры, плазменные панели придется убрать за дверцы шкафов. Но, может, все-таки не стоит пытаться устроить у себя дома полную копию дворцовых интерьеров Растрелли. Ведь дом – это не музейная реконструкция или театральные подмостки, а место, где хочется почувствовать себя расслабленно и уютно.