Эклектика

Эклектика (историзм, эклектизм) в архитектуре — направление, доминировавшее в России и Европе в 1830-е-1890-е гг.

Применение элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, неоготика, необарокко, псевдорусский стиль, неомавританский стиль, неорококо, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в российской и советской практике. В зарубежном искусствоведении используются термины романтизма, не несущие негативной окраски (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике с одной стороны, присущи все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть кардинально другие свойства. Эклектика сохранила архитектурный ордер (в отличие от модерна, который его не использует), но в ней он потерял свою исключительность.

Стили и формы здания в эклектике связаны с его функциями. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона - официальный стиль храмостроительства, но почти не использовался в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том понимании, что постройки одного периода основываются на разных стилевых школах и зависят от назначения зданий (частные дома, общественные здания, храмы, фабрики) и также от средств заказчика (вместе существуют богатый декор, который заполняет все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом и есть кардинальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в своем развитии — c 1830-го—1860-й гг. и с 1870-го—1890-й гг.; в России естественно разделение на «александровский» и «николаевский» этапы. За этим делением стоит не сколько различие в политических режимах, столько социальная эволюция общества Европы и России в целом, формирование новых функций архитектуры и нового класса заказчиков.