Хай-тек

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в дизайне и архитектуре, который зародился в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашел свое применение в 1980-х. Главными теоретиками и практиками хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов постмодернизма и деконструктивизма) в большинстве своем англичане — Ричард Роджерс, Норман Фостер, Николас Гримшоу, на определенном этапе своего творчества итальянец Ренцо Пиано и Джеймс Стирлинг.

Для становления концепции хай-тека довольно важна деятельность группы «Аркигрэм», которая перенесла идеи научной фантастики и поп-арта 1960-х гг. в архитектуру. Ещё немаловажны с технологической точки зрения работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он работал с Н. Фостером), О. Фрея, которые разрабатывали кинетические структуры.

Хай-тек по классификации Ч. Дженкса, относят к позднему модернизму, то есть его основными чертами являются: прагматизм, обеспечение архитектурой обслуживания, мнение об архитекторе как профессионале, монументальность, скульптурная форма, анти - историчность, конструкция и структура как орнамент, сложная простота, гипербола, технологичность. Почти все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторам хай-тек дали название нового поколения модернистов, поскольку закрыв глаза на иронию 1970-х, они не отошли от традиций европейской архитектуры, не вступают в спор с Витрувием: их произведения очень удобны, функциональны и в них имеется своя красота. Но если хай-тек является пиком модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в этом случае хай-тек считают поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека традиционно считают Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом. Сначала проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры поутихли, и Центр стал одной из популярнейших достопримечательностей Парижа (как когда - то Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания начали появляться позднее. Первые лондонские сооружения в таком стиле были построены лишь в 1980—1990-х годах (здание фирмы Ллойдз, 1986). В определенной мере маленькая скорость реализации современных проектов в стиле хай-тека в Англии была напрямую связана с политикой принца Чарльза, который развернул тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц поддержал новых классицистов и выступил против архитекторов хай-тек, назвав их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей предоставить архитектуру архитекторам», даже бытует мнение, что пришло начало новой волны монархизма с диктатурой принца в архитектуре.

Современный хай-тек

Уже с 1980-х гг. хай-тек выражал престиж (здания хай-тек довольно дорогостоящие), Ч. Дженкс называл их «банковскими соборами», можно даже вести речь о том, что современный хай-тек влияет на имидж самых больших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные споры вокруг хай-тека утихли, а самые интересные его представители заслужили признание и пользуются большим уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. претерпевает развитие эко-тек и био-тек — стили, противоположные хай-теку, которые пытались соединиться с природой, не спорить с ней, но попытаться войти в диалог (в особенности это заметно в творчестве итальянца Р. Пиано и архитекторов родины хай-тека — Англии).

Характерные черты

  • Применение высоких технологий в строительстве, проектировании и инженерии сооружений и зданий.
  • Использование прямых форм и линий.
  • Массовое применение пластика, стекла, металла.
  • Использование функциональных элементов: лестницы, лифты, системы вентиляции и другие, вынесенные наружу здания.
  • Децентрированное освещение, которое создает эффект хорошо освещённого, просторного помещения.
  • Широкое применение серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм при планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам кубизма и конструктивизма (в противоположность био-теку).
  • В качестве исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.